gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание На фирме Tannoy

На фирме Tannoy

Английское аудио недооценено и недопонято у нас. Его звучание многим кажется слишком обыденным и скромным. Между тем именно английское аудио (акустические системы прежде всего) таит в себе волшебство звука наподобие сказочному "каменному цветку". Именно поэтому сами англичане достаточно спокойно воспринимают иноземные марки аудио, считая их чистым недоразумением. Мы могли бы списать все на так называемую "английскую чопорность", но это химера школьной беллетристики, а истинная причина раскроется ступившему на землю Англии. Эта причина - интеллект. Некий внутренний свет, о котором пел Джордж Харрисон и который озаряет здесь всех и вся. Ложное в этом свете предстает отталкивающим. Этот фактор так важен, что ему будет уделено еще дна абзаца...

 

Производство акустических систем Tannoy.

 

В аэропорту Хитроу один из пассажиров рейса нарвался на жесткий прием пограничника: если хотите грубить, отправляйтесь обратно. Пассажир-то полагал, что длиннополое драповое пальто, оркестровый CD под мышкой (из "шопа" Шереметьево) и мобильный телефон, как бы небрежно торчащий из кармана, дают ему право на исключительность повсюду. Бедняга не знал, что в Англии так одеваются бездомные (чтобы кутаться ночью), что мобильными телефонами снабжены таксисты, а оркестровки продаются наравне с рождественской мишурой.

Фасад фабрики TannoyОбщаясь с людьми, делающими знаменитую акустику Tannoy, я сам постоянно чувствовал, как меркнет мой опыт: руководитель Mordaunt-Short ставил на демонстрации то, что слушал на досуге, то есть - независимый афророк и негритянский соул а-капелла (я понятия не имел об этом!)... Руководитель Tannoy на мой каверзный вопрос относительно недавнего "опускания" марки до бюджетной массовой серии мониторной акустики спокойно аргументирует: колонки должны одинаково хорошо звучать от любого усилителя, снятого продавцом с полки своего магазина...

Вот незнакомый бармен легко вклинивается в наш специальный застольный разговор об акустике - и это прекрасно... Бармен, курьер фирмы Mordaunt-Short, разработчик престижной серии Epos Фил Найт и рок-звезда Оззи Осборн, который все приобретает - все они осознают себя частью цивилизации, которая экспортирует образ жизни и национальный характер, а не просто аудио (в скобках напомним, что английский стал языком мирового общения и эстрады благодаря идеальной внутренней организованности и напевности, без какой-либо пропаганды)... Разработчик на фирме просто влюблен в свои изделия, он с удовольствием слушает их вместе с рецензентом из России, а дома, в машине у него - та же марка.

Англия, Лондон, легендарная студия на Эбби Роуд напоены благоденствием, романтикой и мягким патриотизмом, среди которых искусство (в том числе аудио) цветет как тот самый "каменный цветок" в руках мастера - как в Индии цветет палка, вставленная в землю. Читателю, который ждет от меня холодного предметного изложения, трудновато представить связь между сельским ресторанчиком "Royal Oak", словно выплывшим из сказки Льюиса Кэрролла (с гигантской надписью "береги голову!" над притолокой) и моделью Mordaunt-Short Classic, но она есть! Англия - это остров, который взирает на мир несколько отрешенно. Несомненно, для такой Англии больше характерен юмор Джерома К. Джерома и оптимизм Диккенса, чем страдания Достоевского...

Английский звук отражает эту эстетику. Англичане трактуют линейность как следование психоакустике человека, а не ее потрясение. Типичная диаграмма для классических акустических систем Tannoy имеет ровную линию на средних, еле заметный покатый горб на средневерхних и средненизких и аккуратный спад на краях спектра. Спор относительно того, где правда, бесконечен, за английским звуком нельзя не признать одного: он не настораживает ухо, и (в отличие от типичного японского) он распознает тенор и баритон, литавры и басовый барабан. Некоторое ограничение диапазона воспроизводимых частот не мешает англичанам варьировать окраску звука.

Фирма Mordaunt-Short интересна нынешним логотипом: морской ракушкой. Мало кто знает, что фирма еще в 1963 году делала хай-файные ленточные твитеры и даже отваживалась на электростаты. Хотя бюджетная серия колонок Goodmans (которая вскоре образовала корпорацию GLL, а потом наряду с "Танноем" - TGI) получила культовую славу в СССР, основатель фирмы и корпорации Норман Мордаунт (английское произношение - Мордонт) разрабатывал более достойные модели под основной маркой: неповторимо глубокое и теплое звучание Festival и Pageant знаменует золотой век в аудио.

Норман отстаивает сомнительное первенство в изобретении совпадающих (двойных концентрических) динамиков (которые мне решительно не по праву!) Он же стоял во главе технологии full frequency stereo sound (лого FFSS) на фирме Decca Records. В 1980-х годах, когда в корпорацию влилась хай-эндная марка Epos, "Мордаунт" внедрился на бюджетный рынок (нынешняя серия Pearl) базовой моделью-20, а для более разборчивых предложил трехполосники с оригинальным композитным корпусом из резины и минерала (модель-422).

Корпуса акустики Tannoy

Я впервые в жизни допущен в святая святых - к проектировщикам и на производство английской акустики Tannoy. Завод, где делается весь Mordaunt-Short - большое стеклобетонное здание, лежащее плашмя в живописном предместье Лондона, Хэмпшире. На фасаде - та самая ракушка и буквы TGI. Стою посреди большого зала, слышу фоновую музыку и вижу все этапы производства. Производство - человек 20 добродушных тетушек, которые штампуют, свинчивают и укладывают, словно действительно пекут один большой праздничный пирог, поджидая мужа с работы. Здесь и досужие разговоры, и смешки, и косые взгляды в мою сторону.

Ни следа железной палочной дисциплины, потогонной каторги, о которых мы наслышаны. Более того, тетушек периодически переводят с операции на операцию, разнообразя бытие. При этом конвейер идет с разумной скоростью, не медленнее, чем на предприятиях Matsushita в Японии... Вот небольшой пресс, соединяющий намертво гофр с диффузором. Сам полимерный диффузор с разной толщиной стенки по радиусу выглядит гак прозаично в свежеотформованном виде, что доводы Фила Найта буквально влетают в одно ухо и вылетают из другого: ну, прочный, ну, без искажений, ну, контролирует резонансы... То же самое - с другими деталями.

Мембрана твитера на ощупь не производит большого впечатления, катушка и половинки массивного кожуха - тоже. Пожалуй, лишь сокрытые от глаз процессы (наполнение феррожидкостью и намотка катанки машиной под большим герметичным колпаком) кажутся мне магическими. Гвоздь программы - так называемый "фазовый колпачок" (phase plug), который сочетает функции рассекателя, волновода и пылезащитного колпачка на динамике. Это просто пластиковая трубка, которая устанавливается в строго определенном месте между подвижной системой и диффузором динамика. Вот символ нынешней технологии - важно не что, а как!

Честно говоря, мне не верится, что из этих разрозненных операций выйдет толк стоимостью в сотни долларов. Но динамик за динамиком проходят тест подаваемым на них ступенчатым тоном, поскольку точность всегда дает точность. Вот и ящики. Они поступают с соседней мебельной фабрики, и верзила, флегматично жующий резинку, точно рассчитанными движениями тщательно набивает их войлоком и стекловатой, приставляет здоровенный конденсатор (фильтр) и динамики - и акустические колонки Tannoy перед вами...

С небольшими вариациями те же процессы и похожую организацию производства (снова тетушки на комплектующих и верзилы на сборке) я увидел потом на фабрике Tannoy. Там, правда, особенно запомнились традиционные литые каркасы динамиков и сами басовики с добротными дорогостоящими диффузорами из бумажной массы, специально изготовленные для "престижной" серии. Запомнилась девица, формирующая невероятно большую плату разделительного фильтра (на которой я насчитал 18 элементов) для Prestige-Kingdom.

Запомнился человек с разогретым утюгом в одной руке и банкой воска в другой, который достаточно кустарно (в лучшем смысле слова!) отделывал корпус этой акустики, превращая его на моих глазах из полуфабриката в уже знакомый шедевр. Я упросил последнего в цепочке проверяющих доверить мне заключительный этап и с удовольствием повернул золотой резной ключик на передней панели - чик-трак - отпирая и запирая ее в корпусе колонки... Да, "Танной" есть "Танной"...

Динамики Tannoy

Видя, как все до обидного обыденно, я спросил: если в отрасли пет ни дураков, ни секретов, то каково же всякий раз делать нечто отличное и лучшее? "Хозяева" рассеяли сомнения: с течением времени проектировщик все строже подходит к отбору материалов и эффективности конкретных решений. Если раньше конструкция выглядела сногсшибательно, а звучала посредственно, то ныне абсолютно все просчитывается заранее, подбирается оптимальная комбинация - а внешний вид занимает последнее место. Так отошли в прошлое слишком массивные магниты, шасси, клеммы и (прежде всего) крепления динамиков.

Я посмотрел, как работает Фил Найт. Например: в небольшой комнатке в творческом беспорядке валяются образцы диффузоров, рваные куски материала и документация. Великолепно возвышается офисный компьютер с встроенной программой стоимостью 15000 фунтов. Взгляд Фила загорается как у кошки, увидевшей мышку, он садится за клавиатуру -  и поехало! На моих глазах на экране вырастает динамик, потом вся конструкция, корпус, потом все поворачивается вместе и в разрезе, и я вижу каждую грань каждого элемента. Фил меняет цвета, оттенки, формы. Он упоен этим процессом как Господь, создававший Землю. Трехмерное моделирование - лучше, чем всякая компьютерная игра, ведь в результате по файлу производственники делают точный опытный образец новой колонки, фирме это обходится в копейки, а полету фантазии Фила Найта практически нет предела...

Прослушивание готовых образцов - священный процесс, в котором принимает участие даже генеральный директор фирмы. Условия прослушивания с точки зрения неискушенных - потемкинская деревня: комната нереально вытянута, колонки отстоят от задней стены метров на пять, от боковых - на два, в этой части комнаты никакой обстановки, задняя стена отделана даже не поглотителем (в быту - ковер), а тщательно рассчитанным отражателем звука (попробуйте убедить жену в необходимости такой авангардной скульптуры дома!)

Демонстраторы признают только транзисторный усилок Linn, no вторую очередь - Marantz-KI, в последнюю - лампу. Каждая пара выведенных клемм подключалась строго своим кабелем - биваерингом или триваерингом, так что витки толстого "Аудиоквеста" мозолили не только глаза, но и ноги - и никакой ворсистый ковер не скроет это обстоятельство. Тем не менее звук полочной модели Tannoy Epos-12 озадачил бы "слыхавшего слыхи" сторонника большой напольной акустики. В принципе я впервые услышал столько правильной середины от двух маленьких динамиков, которые одновременно спокойно воспроизводили и "свой" собственный диапазон.

Что касается звучания малой и большой акустики "Tannoy", то здесь ограничусь изложением концепции самих "хозяев", показавшейся мне очень интересной. По их мнению, рупорные акустические системы дают вредные гармоники, бескорпусные (планары, диполи и "Вандерстины") капризны, и лишь врезанные в стены дома динамики (flush mount) не имеют резкой дифракции. Поэтому панели "Танноев" весьма широки, динамики весьма традиционны (укрепленная бумажная масса) и тоже велики и делаются исключительно и полностью самим "Танноем" из своих же комплектующих...

Читатель, возможно, уже сыт: как говорится, по усам текло, да в рот не попало. Между тем каждый сам может уже вкусить английского звука. Он здесь. Tannoy - фирма непростая во всех смыслах. Начать с того, что ее название в сокращении обозначает один из этапов производства лампы, но с этим делом фирма порвала в 1930-х годах, немедленно породив еще один этимологический казус: название стало синонимом радиотрансляции и озвучивающей аппаратуры вообще. Увлечение во всем мире довольно традиционными и дорогими акустическими колонками Tannoy достигло гигантских размеров в начале 1970-х, когда фирма выпустила колонки-шестигранники с пугающей эстетикой дизайна и звуком, который невозможно не заметить.

После этого (хотя статистика умалчивает) перемены в кадровой структуре фирмы вызвали некоторое ослабление позиций на рынке, и, немного переориентировав производство, фирма ринулась завоевывать хай-файщиков. Разумеется, пополняется эксклюзивная серия Prestige с динамиками литого каркаса с "совпадающей" конструкцией басовика и высокочастотника, в корпусе и с размером платы кроссовера, которые просто не имеют себе равных в индустрии. Но ставка не на них. Фирма намерена ежедневно выпускать по 600 пар среднеценовой серии Precision и продавать их даже в Чили.

Самые дешевые колонки Tannoy с легендарной маркой (серии Profile и Mercury) можно купить за 300$. Стратегия фирмы - хорошо эшелонированная оборона с мощными бастионами: корпуса строго из ДСП и ДВП, структура диффузора сочетает жесткость с податливостью, разработан активный (1000 Вт) сабвуфер с 45-см диффузором, есть твитер без демпфирующей феррожидкости с порогом искажении (breakup) за пределами 28 кГц, сеть модели, звуковое давление которых составляет 200 дБ.

Еще статьи по теме: