gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Акустика Tannoy Dimension TD10, TD12

Акустика Tannoy Dimension TD10, TD12

Присуждение европейской ассоциацией акустической системе Tannoy Dimension TD12 звания лучшей модели года в High End-номинации чего-то значит, и мы решили поближе познакомиться с линейкой Dimension. Для такого знакомства была выбрана "десятка", которая, по предположению, представляется наиболее универсальной из трех напольников серии - в смысле возможности их использования в разных комнатных условиях. Ну и цена все же пониже, чем на TD12 ($9990), хотя тоже немалая - $7790.

 

Акустические системы Tannoy Dimension TD10, TD12.

 

Естественно, первое, на что обращаешь внимание в связи с Dimension, - это новая для Tannoy концепция дизайна акустического оформления (надо ли напоминать, как выглядит знаменитая радикальная акустика Prestige и Kingdom?) Однако, отказавшись для Dimension от архаичного "мебельного" стиля, разработчики сумели тактично сохранить элемент "танноевской" традиции - создавая новую пластику, дизайнер умело оперировал все же достаточно крупными формами и большими плоскостями.

Понятно, все особенности конструкции оформления несут и сугубо акустическую смысловую нагрузку. Корпус акустической системы Tannoy Dimension TD12 скроен из толстенной березовой фанеры (береза отличается высокой анизотропией механоакустических свойств) - толщина боковых и тыльной панелей - 25 мм, лицевой - 38 мм! Верхняя панель склеена из брусков особо твердых пород древесины. Этого мало - корпус внутри усилен ребрами и перегородками, а его форма снижает эффективность возбуждения волновых резонансов.

Акустика Tannoy Dimension TD10Жесткость конструкции повышается и за счет стяжки каркасом из вертикальных металлических полированных стоек, переходящих внизу в мощные конические опоры... Отделка - шпон из американской вишни с парной подборкой фактуры - это уже исключительно для красоты. А благородный черный бархат на лицевой и декоративной накладной панелях способствует улучшению пространственных характеристик поля на высоких и очень высоких частотах. Закрывающая динамик решетка натянута из прозрачных для звука резиночек.

О принадлежности к "танноевской" когорте свидетельствует легко узнаваемая коаксиальная излучающая 254-мм НЧ/СЧ/ВЧ-структура - Dual Concentric. Для серии Dimension специально разработана новая ее версия. Сложный конус НЧ/СЧ-элемента излучателя изготовлен из нового материала - композиция различных целлюлозных волокон. Разработчикам удалось добиться уникальной для бумажных диффузоров жесткости при типично малом для них весе. Даже внешний вид мембраны заставляет поверить в реальность столь удивительного сочетания - и при ближайшем рассмотрении создается впечатление, что диффузор отлит из какого-то полимера...

Соосная ВЧ-головка находится в основании рупорной системы - фирменное решение, практически исключающее взаимодействие высокочастотного излучения с НЧ/СЧ-диффузором. Разделение диапазонов происходит на частоте 1,3 кГц, Отметим, что "танноевские" Dual Concentric во многих отношениях выгодно отличаются от соосных систем других производителей. И совершенно аргументированным представляется их широкое использование фирмой в собственных моделях High End-класса...

От 12 кГц в работу включается супертвитер. Надежда фирмы, уверенно глядящей в SACD/DVDA-будущее, способна эффективно излучать акустическую энергию до 54 кГц. (цифра хорошо согласуется с нашими данными). Более того, по заверениям разработчиков, высокочастотник производит ультразвуковые волны вплоть до 100 кГц (-18 дБ). Такое расширение диапазона стало возможным прежде всего благодаря искусно сделанной мембране, дюймовый купол которой - из 25-мкм слоя титановой фольги. Разумеется, помещенная в литой алюминиевый корпус СВЧ-головка работает на неодимовом магните.

Разработке идеи супертвитера сопутствовали серьезные исследования Tannoy в области "музыкального ультразвука". Основной предпосылкой для его создания явился тот факт, что в акустическом поле ряда музыкальных инструментов присутствуют существенно ультразвуковые компоненты. Так, звук треугольника простирается вверх аж до 100 кГц, ультразвук присутствует и в спектре клавесина. Вопрос в том: могут ли эти компоненты оказывать заметное влияние на восприятие музыки?

Принципиальной способности человека к "ультразвуковым ощущениям" было посвящено немало исследований, проведенных по разным поводам, в разное время, разными авторами; изучались самые разные механизмы не слухового восприятия. И теперь более или менее ясно, что организм все же способен чувствовать ультразвуковые возмущения. Что до музыкального значения этой способности - доверимся специалистам Tannoy.

Еще новинка - коммутационная "звездочка": пять позолоченных контактных клемм расположены в вершинах правильного пятиугольника. Такая геометрия облегчает коммутацию проводами с повышенным сечением; дополнительный пятый элемент введен для заземления шасси драйверов ради минимизации влияния наводок на звуковую катушку. Магнитная экранировка не предусмотрена - колонки должны быть удалены от телевизионного экрана на расстояние не менее 1 м. Содержательность информационного сопровождения линейки Dimension возбуждает жгучее желание хотя бы один раз, хотя бы краешком уха услышать столь оригинальную систему...

Акустика Tannoy Dimension TD10 в комнате

Не встречал людей, включая искушенных аудиолюбителей, для которых первое соприкосновение с "танноевской" акустикой Prestige и Kingdom не оставляло бы впечатления аудиофильского откровения. Долго потом хранит память роскошь заоблачного богатства мощного открытого звука. Причем власть над вами величественные, как Тауэр, колонки захватывают с первых же звуков, не оставляя шансов для критического анализа.

Акустическая система Tannoy Dimension TD10 будто бы требует от слушателя нового отношения, нового уровня понимания, вознаграждая новым уровнем проникновения в музыкальную вселенную. Но - по порядку. Важно правильно найти позицию для прослушивания. Положение самих колонок в комнате, вероятно, критичного значения не имеет, надо только не приближать их чрезмерно друг к другу. Несмотря на тыльные фазоинверторные порты, не страшно, если даже они спиной будут стоять близко к стенке. Но очень желательно, чтобы голова слушающего оказалась на уровне, приблизительно совпадающем с передней гранью верхней панели, а в горизонтальной плоскости - на оси.

Здесь в небольшом секторе пространства очень уютно, вас как бы великодушно принимает в свое лоно мир музыки. Но надо настроиться, войти в согласие с этим миром. Хотя колонки огромными не назовешь, глядя на них, не-вольно готовишься к звуку, характерному для большинства крупных систем, - когда, закрыв глаза, ощущаешь себя в фокусе огромного сферического зеркала, где эффекты зала доведены до броскости, когда от звука некуда деться. Мы нередко называем это состояние хорошим эффектом присутствия.

У акустики Tannoy Dimension TD10 эффекты зала тоньше. Система щепетильнее относится к правде и не навязывает, а как бы приглашает к присутствию. И если это приглашение принято, вы начинаете верить в ее вариант пространственной архитектуры как в единственно возможный, если живы еще в памяти образы реальных концертных залов... Сцена немного удалена, но очень реалистична. И возможно, поэтому глубже, чем при настежь распахнутой панораме, результирующая вовлеченность в музыкальное произведение.

Очевидно, самое замечательное свойство High End-аппаратуры заключается в способности сосредоточить внимание слушателя на музыкальном предмете, не дать ему погрузиться в созерцание вторичных эффектов. Такое состояние достигается подлинно высокой детализацией, оценить которую по достоинству сходу совсем непросто, и на разном музыкальном материале она проявляется в разной мере. Больше всего в тончайшей детализации звука нуждается классическая музыка, она же тем самым является идеальным тестовым средством.

Акустика Tannoy Dimension TD12И именно на классике раскрываются наиболее полно дарования акустических колонок Tannoy Dimension TD10. Отлично разрешается хоровой вокал. Как на геологическом срезе "видны" все динамические слои и прослойки симфонического оркестра. Звук камерных коллективов наполнен ароматом бесчисленных нюансов. Тем более без ущерба воспроизводятся не столь сложные музыкальные формы... Бас относительно неглубок, но точность проработки доступного системе низкочастотного содержания достойна самой высокой оценки, причем создается впечатление, что у акустики Tannoy Dimension TD10 в нижнем регистре очень хороший запас "прочности" на предмет разрушительного влияния комнатных резонансов - ее можно использовать и в относительно небольших помещениях. Никаких проблем с передачей мощных ударов.

Мы не ставили перед собой цели с помощью музыкальных колонок Tannoy Dimension TD10 оценить влияние ультразвука на восприятие музыки (при прослушивании использовались обычные CD-диски), но превосходное качество подачи "традиционных" высоких частот сомнения не вызывает. Конечно, велика в этом достижении и роль супертвитера, чей рабочий диапазон начинается от 12 кГц. Выверенная ВЧ-дозировка при отличной ясности наверху, судя по всему, очень способствуют целостности восприятия и правдоподобности сценического образа. Качество высоких остается неизменным и при весьма большой громкости. И вообще, запас по мощности у системы более чем достаточный.

Акустическая система Tannoy Dimension TD10 -тонкий инструмент для работы со сложным музыкальным материалом для истинных меломанов. Но это не умаляет его способности адекватно передать "соль" иных музыкальных жанров - от легких вокальных до "сурового" рока. Система - отличный джазовый интерпретатор. Очень хороша для озвучивания небольших помещений. Если задумывать на ее основе домашний кинотеатр, для достижения полной соразмерности необходимо, чтобы остальные компоненты были также из когорты Dimension.

Трехполосная акустическая система Tannoy Dimension TD10 фазоинверторного типа; на тыльной панели - два порта, которые можно заглушить поролоновыми пробками.  Габариты - 1015x355x370 мм, вес - 35 кг. Драйверы: 254-мм коаксиальная структура Dual Concentric с мембраной из целлюлозы; супертвитер с 25-мм титановым куполом, работающий на неодимовом магните. Частоты раздела - 1,3 и 12 кГц. Рекомендуемый диапазон мощностей усилителя - 50-200 Вт; номинальная мощность - 130 Вт, пиковая - 480 Вт. Номинальный импеданс - 6 Ом. Частотный диапазон (-6 дБ) - 38 Гц-54 кГц.