gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Производство акустики JAMO

Производство акустики JAMO

В ожидании вылета самолета авиакомпании SAS (опоздавшего в Москву на 2,5 часа) собравшиеся в Данию на семинар журналисты и дилеры заспорили - как правильно произносить название фирмы: "ЯМО" или же "ДЖАМО"? С одной стороны, фирму основали в 1968 году два датчанина: столяр Пребен Якобсен и рыбак-коммерсант Юдиус Мортенсен, - поэтому нужно говорить "ЯМО". С другой стороны, в США и в Великобритании ее называют только "ДЖАМО".

 

Как изготавливаются акустические системы Jamo.

 

Сомнения еще больше усугубились на месте, в конференц-зале фирмы, где менеджер-директор Кристен Нильсен в своем рассказе об истории фирмы непринужденно переключался с датского "ЯМО" на английское "ДЖАМО". Потеряв всякую надежду на то, чтобы правильно произносить не только название фирмы, но и отеля, в котором все остановились (в переводе "Паром через пролив Салингзунд"), мы углубились в изучение достижений фирмы.

Сборка корпуса акустики JamoС момента своего основания фирма неуклонно наращивает объемы производства и в настоящее время выпускает около 1,0 млн. акустических систем в год. От первых акустических колонок Jamo, сделанных П.Якобсеном в сарае для своих друзей, до сегодняшней сверкающей зеркальными тонированными стеклами штаб-квартиры фирма прошла большой путь и подобно гадкому утенку из сказки Г.Х.Андерсена превратилась в белого лебедя, занимающего первое место в Европе по числу выпускаемых акустических систем.

Именно ей удалось связать с выражением "датский звук" ощущение непререкаемого авторитета и высокого качества, доступного не только аудиофилам Европы, но и США, Японии, Китая, а в последнее время и России (благодаря стараниям фирмы Kalinka-Stockmann). Владельцы-основатели фирмы в свое время мудро рассудили, что рынок Дании с населением  всего 5  млн.  слишком узок для успешного развития производства и сориентировались на экспорт. Сейчас более 90% продукции идет на экспорт и JAMO имеет свыше 50 авторизованных дистрибьюторов во всем мире.

В чем же секрет успехов JAMO? На первый взгляд, ничего особенного на этой фирме мы не увидели. Работают на фабрике всего 400 человек, а расположена она в городишке Глюнго с населением 1200 жителей. По нашим российским понятиям, это самая настоящая глубинка, из которой даже вывезти миллион деревянных ящиков в год - и то была бы проблема. От столичного Копенгагена сюда лететь еще час на небольшом самолете, а затем час ехать на автобусе почти до северного острова Моос, соединенного с полуостровом огромным мостом через пролив Салингзунд. Таксист в Копенгагене, узнав на обратном пути, откуда мы прилетели, сказал пренебрежительно: "А, это в Зеландии", как будто мы возвращались из самой Новой Зеландии, с края света.

Однако, несмотря на такое малое число жителей, Глюнго имеет все признаки европейского города: кирпичные дома (правда, невысокие), магазины, рестораны, асфальт и даже отдельные велосипедные дорожки параллельно всем улицам. Фабрика акустических систем JAMO занимает довольно большую площадь и начинена современным деревообрабатывающим оборудованием для поточного производства корпусов колонок и конвейерными линиями для сборки множества типов, размеров и видов колонок.

Экскурсия по всем цехам фабрики эквивалентна прогулке длиной около 6 км. Кстати, когда мы увидели в музее фирмы первые колонки, сделанные вручную П.Якобсеном, то многие вспомнили, что когда-то делали сами из ДСП (древесно-стружечной плиты) нечто подобное. "Мы можем сделать не хуже" - такая мысль возникла при первом виде станков, высверливающих круглые отверстия в ДСП. Никаких ценных пород типа красного дерева или мореного дуба мы в цехах не обнаружили, зато увидели штабеля аккуратных плит из ДСП, на которые на конвейере наклеивается плотная и прочная полимерная пленка с соответствующим рисунком.

Однако следует заметить, что ДСП двух сортов вот уже много лет поставляется с одной и той же фабрики в Швеции, а древесина туда поступает практически из одного большого лесного массива. Так что постоянство характеристик деревянных ящиков гарантировано в первую очередь поставщиком, который дорожит своей репутацией. ДСП обрабатывается на станках с ЧПУ (числовым программным управлением) с точностью до 0,1 мм, и поэтому проблем со стыковкой и подгонкой стенок корпусов не возникает.

Интересно, что стенки с неприметными на наш взгляд царапинами никогда не продаются, как это принято у нас, под названием "некондиция", а без колебаний отправляются в дробилку. Фирма дорожит внешним видом акустических систем Jamo, как своим добрым именем. Она не производит самостоятельно головки громкоговорителей, а покупает их у поставщиков, причем не только из Дании (Peerless и др. марок), но даже из Китая.

Конвейер динамиков JamoДинамические головки подвергаются строгому выборочному входному контролю, и если их частотные и прочие характеристики не укладываются в поле допусков, то вся партия отправляется обратно (разумеется, за счет поставщика). Можно рассказать еще многое о мерах по обеспечению высокого качества продукции, однако все они укладываются в одно решающее завоевание JAMO: первой в мире среди фирм-производителей акустики она добилась сертификации качества по стандарту ISO 9001. Это не просто знак качества, который раньше присуждался у нас в СССР конкретному виду продукции, а аттестация всего технологического процесса изготовления колонок на соответствие самым высоким критериям Международной организации стандартов. Это, по нашему мнению, первый и главный фактор успеха фирмы.

Вторым, не менее важным фактором, является верная ориентация процесса проектирования акустических систем Jamo: от выявленной потребности (или ниши на рынке) - к разработке соответствующего класса акустики. Когда проведено маркетинговое исследование вкусов и предпочтений конкретной группы будущих покупателей в определенном регионе, за дело берутся инженеры фирмы. В их распоряжении находятся самые современные средства автоматизации проектирования (САПР) и моделирования, позволяющие спрогнозировать характеристики будущих музыкальных колонок и определить требования к технологическому процессу.

Акустические свойства опытных образцов тщательно исследуются в лаборатории, оснащенной как безэховой камерой, так и реверберационным помещением, позволяющим имитировать реальные разнообразные домашние условия. На заключительном этапе проводятся   тесты-прослушивания, причем группы экспертов формируются из тех же целевых групп, на которые ориентирована будущая продукция. Например, акустику для дискотек оценивают завсегдатаи подобных заведений, профессиональные музыканты приглашаются для оценки серии PA (Professional Acoustics), а любители классической и джазовой музыки прослушивают Hi-Fi акустику.

Третий фактор успеха JAMO - это диверсификация производства. Производственная программа фирмы включает практически все области применения акустических систем: от самых скромных кухонных громкоговорителей, до High End-овских колонн Oriel стоимостью более 10 тыс. долларов. JAMO выпускает также недорогие акустические колонки для молодых любителей Hi-Fi, мощные акустические системы для профессиональных музыкантов, дающих концерты на стадионах, настенные колонки изящного и неприметного дизайна, хорошо вписывающиеся в интерьер квартиры, а также комплекты колонок для домашнего кинотеатра.

Обломок лицевой панели акустики JamoКомплект акустики THX One, предназначенный для систем домашнего кинотеатра в стандарте ТНХ, завоевал награду европейской Ассоциации EISA 1995-96 года. Еще один фактор успеха JAMO -это максимально возможная автоматизация и роботизация операций технологического процесса. Во время экскурсии по фабрике нам с гордостью показали полностью автоматизированный склад готовой продукции с роботами-штабелерами и огромными рядами стеллажей. Компьютеризованную систему управления монтировали при нас шведские специалисты. Все операции, вплоть до загрузки прибывающих за заказами грузовиков, автоматизированы, благодаря штриховым кодам, нанесенным на упаковку колонок.

В Европе сейчас большое внимание уделяется охране окружающей среды и поэтому в ДСП полностью отсутствуют вредные формальдегидные смолы, используемые в производстве клеи имеют только водяную основу, а картонная и пластиковая упаковка гарантированно саморазрушается и не загрязняет природу. Общее число различных типов акустических систем Jamo, выпускаемых фирмой, составляет более 250 и поэтому детально ознакомиться со всеми или хотя бы внимательно прослушать их нам за 2 дня не удалось.

Когда видишь стройные ряды колонок, готовых к отправке покупателям (в том числе и российским), невольно возникает вопрос: "А почему у нас не могут так?" По нашему мнению, могут, но при условии многих "если": вот если бы к нашим редкоземельным магнитам из оборонки, да диффузоры на основе кевлара и графитовых волокон, да плиты ДСП стабильно отменного качества, да высокую точность обработки, да непьющих (ничего, кроме датского пива) на работе столяров..., вот тогда бы. А пока можем сделать не хуже, но кустарно, вручную и малыми сериями.